Регистрация
Профессор Макс Базерман каждый год продаёт студентам Гарвардской бизнес-школы обычную двадцатидолларовую бумажку намного выше её стоимости, что доказывает прежде всего, что он не зря носит свою фамилию. Рекорд профессора – 204 доллара за 20.

А делает он это так.

Мистер Базерман демонстрирует купюру аудитории и заявляет, что она достанется тому, кто предложит за неё наибольшую сумму, с оговоркой: студент, чьё предложение займёт второе место, должен будет безвозмездно отдать преподавателю ту сумму, которую он хотел заплатить за двадцатку. Работает это следующим образом: если два самых высоких предложения составляли 18 и 19 у.е., Базерману достаётся 19 долларов в обмен на его двадцатку, плюс 18 баксов от неудачливого участника аукциона, занявшего второе место. Торг быстро достигает 16 долларов, большинство участников начинают понимать, в чём дело, и прекращают называть предложения. Остаются двое. Понятно, что никому не хочется просто так отдать профессору свои денежки. Поэтому цена лота перешагивает отметку в 20 долларов, что вызывает всеобщий смех в аудитории. Казалось бы, умные люди, учащиеся элитного высшего учебного заведения, готовы заплатить за двадцатидолларовую бумажку заведомо больше её стоимости.

Эффект_Базермана


Но чем же объясняется такая нелогичность? Что заставляет людей реагировать именно таким образом? В психологии человека есть такая штука – боязнь потери (англ. loss aversion). Многочисленные эксперименты показали, что, когда мы начинаем терять деньги, мы ведём себя слишком эмоционально, абсолютно иррационально, неадекватно.

Эффект_Базермана


Так и в наглядной демонстрации Базермана. Сначала студенты думают, что могут получить даровые деньги, прибыль из воздуха, так сказать. Наконец цена лота доходит до 21 доллара, и, казалось бы, продолжать уже нет смысла. Однако кто-то потеряет лишь доллар, а кто-то – целых двадцать. Поэтому тот, кому грозит больший убыток, выкупает первенство, надеясь уменьшить возможные потери. В итоге эта гонка приводит к тому, что оба участника теряют всё больше и больше до тех пор, пока у одного из них не закончатся наличные.

Эффект_Базермана


Такому приёму есть масса примеров в жизни. На этом основан принцип казино. Так остаются ни с чем на фондовых биржах. Вы теряете деньги, но вместо того, чтобы зафиксировать убыток раньше, чем он успеет вырасти, выкидываете всё больше и больше, надеясь отыграться. Итог: более чем в 99 % таких случаев вы остаётесь ни с чем. Так что имейте в виду: всегда (или часто) выигрывает лишь тот, кто умело жульничает. Успех, основанный на везении, не может быть долговечным: удача прихотлива, имеет срок годности и ограниченный лимит. Если вы резко начали терять деньги, не идите на поводу у страха. Просто остановитесь.

Видео


Популярное

Мы ВКонтакте


Мы в соц. сетях