Регистрация
Веблен эффект или по-английски Veblen effect означает экономически не подкрепленное увеличение спроса на отдельные дорогие товары у некоторых категорий потребителей даже при росте цен на данные товары. Американский социолог, экономист Т. Веблен является основоположником институционализма в политэкономии Запада и сторонником «социального дарвинизма». Эффект Веблена характерен для ценителей статусных товаров и выступает как следствие преобладания в психике некоторых людей таких мотивов, как престиж, стремление к роскоши и дорогостоящим статусным вещам. Нерациональное экономическое поведение при этом объясняется любовью к торговой марке, которая иногда действительно бывает хорошего качества, и преданностью этому бренду. В некоторых случаях покупатели объясняют покупку подорожавших товаров тем, что рост цен на них можно расценивать как знак улучшения качества. Высокая цена вообще воспринимается как знак качества, хотя на практике бывает совершенно по-другому. Даже очень экономные потребители могут попасть под власть эффекта Веблена и показать следующую реакцию спроса: «мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи». В качестве крайнего проявления данного парадокса могут стать мысли потребителя о том, что рост цен на отдельные товары связан с сокращением производства и поэтому возможен товарный дефицит.

Эффект Веблена


Эффекту Веблена чаще всего подвержены люди, переходящие из одной социальной группы в другую, например, инженер, который стал бизнесменом, или студент, который вдруг понял, что он профессионал. Такие люди склонны приобретать практически все подряд, если на вещах будет фирменный ярлык, фактически означающий возможность получить новый статус. Этот эффект больше всего встречается у молодежи и у коллекционеров раритетов. Сейчас наблюдается рост цен на многие предметы искусства, и российского в том числе. Он вызван появлением коллекционеров, которые приобретают их с целью удовлетворения личных амбиций и соответствия определенному статусу. Если 10 лет назад среди русских бизнесменов было принято владеть домом на Рублевском элитном шоссе, то теперь нужно обязательно иметь коллекцию антиквариата. Таким образом, Веблена эффект находится в тесном взаимодействии с еще одним эффектом: присоединения одного человека к большинству.

Эффект Веблена


В результате рост спроса на отдельный товар объясняется тем, что все уже приобрели или приобретают данный товар. Естественно, что этому эффекту больше всего привержены внушаемые и конформные люди, которые следуют образцам поведения, распространенным в их референтной группе. Но успех товара у многих покупателей может реально привести к росту его конъюктурной цены.

Видео


Популярное

Мы ВКонтакте


Мы в соц. сетях