Регистрация
В Белом доме в 2018 году собираются провести эксперимент с федеральным бюджетом: пять госпрограмм стоимостью около 1,8 трлн руб. предлагается переформатировать на основе проектных механизмов. В дальнейшем на новые правила может быть переведен весь бюджет. Чиновников, продемонстрировавших лучшие результаты в проектном управлении, будут премировать деньгами и заграничными командировками для ознакомления с передовым зарубежным опытом.


Пилотные проекты
Ответственных за госпрограммы вышлют за рубеж

Для эксперимента в качестве пилотных отобраны госпрограммы «Развитие образования до 2020 года», «Развитие здравоохранения», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Развитие транспортной системы» и госпрограмма поддержки сельского хозяйства.

Об этом говорится в материалах к состоявшемуся 22 марта заседанию президиума совета при правительстве по стратегическому развитию и приоритетным проектам, с которыми удалось ознакомиться «Газете.Ru». Эту информацию подтвердили также источники в нескольких ведомствах.


Заседание проводил премьер-министр Дмитрий Медведев за закрытыми дверями в подмосковном Красногорске. Участники встречи договорились, что для экспериментальных госпрограмм будет установлен особый порядок формирования, реализации и оценки эффективности.

Уже на этой неделе Минфин и Минэкономразвития должны представить в правительство график изменения в 2017 году нормативной базы. Прежде всего поправки должны быть внесены в Бюджетный кодекс и закон о стратегическом планировании, пояснил один из источников «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией.

В законе о стратегическом планировании предлагается закрепить проектную деятельность «как форму организации работы по достижению стратегических целей».

Бюджетное законодательство предлагается поправить более осторожно, чтобы оно стимулировало не только повышение отдачи от проектов, но и экономию средств. Поправки предполагается подготовить к 15 апреля.

Показавшим свою эффективность в пилотном режиме практикам предписано «последующее внедрение». Но будут ли они распространены на все госпрограммы в 2019 году или позже, пока непонятно.

В настоящий момент утверждены и реализуются 42 из 45 госпрограмм, их стоимость в федеральном бюджете на следующий год составляет 13,4 трлн руб. Экспериментальное переформатирование в 2018 году затронет 1,8 трлн руб., или 13,4% совокупных расходов на госпрограммы.

Кроме того, утверждены 20 приоритетных проектов, пять из которых совпадают с экспериментальными госпрограммами. Будет ли в дальнейшем уменьшаться количество госпрограмм или увеличится число приоритетных проектов, собеседники «Газеты.Ru» пока не смогли рассказать.

Но точно не будет расти совокупный размер бюджетных расходов. Это ключевое ограничение, на котором настаивает Минфин.

Три уровня мероприятий

Как рассказал источник в правительстве, суть эксперимента в том, что Минфин предлагает выделить в госпрограммах (пока в пяти пилотных) три группы мероприятий.


К первой должны отойти мероприятия приоритетных проектов, которые применяются для решения «комплексных, наиболее значимых проблем». Координировать эти мероприятия будут создаваемые сейчас в каждом ведомстве проектные офисы. Наиболее простая схема управления в этом случае — когда приоритетные проекты являются основными мероприятиями отдельных госпрограмм. Более сложная модель, которую предстоит освоить, — когда один приоритетный проект вписан в несколько госпрограмм и потребуется внедрять кросс-программное управление. Для усиления управления предлагается передать полномочия по планированию бюджетных ассигнований ответственным исполнителям проектов и лишить этих полномочий главных распорядителей средств федерального бюджета.

Другой вид мероприятий будет объединен в ведомственные целевые программы. По ним ведомства займутся получением «новых результатов».

В третью группу войдут «процессные мероприятия», которые требуются для реализации текущей деятельности.

С госпрограммами, построенными на проектной модели, предлагается увязать и межбюджетную политику. Этот механизм взаимоотношений центра и регионов предлагается консолидировать по принципу «одна госпрограмма — одна субсидия». Получение субсидии будет увязано с достижениями субъектами целей, задач и индикаторов соответствующих госпрограмм.

Кроме того, Минфин предлагает определить в федеральном бюджете «закрытый перечень непрограммных направлений деятельности». Доля непрограммных расходов в дальнейшем должна сокращаться, отраслевые расходы будут перераспределяться к профильным госпрограммам.

Вписать стратегию в бюджет

Переформатирование госпрограмм, по замыслу Минфина, предполагает, что стратегическое госуправление должно быть увязано с бюджетным циклом. Тогда госпрограммы будут формироваться как минимум на период реализации основных направлений деятельности правительства (ОНДП).

Действующие ОНДП практически совпадают с президентским сроком — они были утверждены почти сразу после того, как переизбранный на президентский пост в 2012 году Владимир Путин сформировал правительство Дмитрия Медведева.
Ответственных за госпрограммы вышлют за рубеж

Срок действия этих ОНДП заканчивается в 2018 году. В госпрограммах же разнобой: часть рассчитана до 2020 года, часть — до 2025 года или 2030-х, а многие вообще бессрочны.

В этой конструкции ключевое требование Минфина — чтобы все внеплановые мероприятия, которые традиционно формируют дополнительные расходы бюджета и определяются поручениями президента, правительства или «дорожными картами», оформлялись только в виде изменения госпрограмм и закрытого непрограммного перечня. Это гарантировало бы неувеличение расходных обязательств госказны.

Предлагается и замена «территориальных» госпрограмм стратегиями развития соответствующих регионов.

Сегодня собственные госпрограммы имеют Дальний Восток и Забайкалье, Калининградская область, Северокавказские республики и Республика Крым. А для части регионов — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке — в действующей структуре правительства предусмотрено управление средствами федерального бюджета через специальные только для этих территорий федеральные министерства.

При формировании правительства после президентских выборов 2018 года надобность в Минвостокразвития и Минкавказа в проектном механизме не очевидна.
Ответственных за госпрограммы вышлют за рубеж

77 0
Автор: AlexLeo

Популярное

Мы ВКонтакте


Мы в соц. сетях