Регистрация
Регионы-банкроты — это уже реальность, утверждает рейтинговое агентство S&P. Но федеральная власть предпочитает не замечать проблемы. Ресурсы, выделяемые регионам (по 3% ВВП ежегодно), доходят с опозданием, а критерии распределения денег непрозрачны.

Из анализа финансового состояния регионов, проведенного международным рейтинговым агентством Standard & Poor's за последние 18 месяцев, следует, что российские регионы находятся в предбанкротном состоянии. Долговая нагрузка с учетом гарантий по кредитам вырастет с 33% доходов до 55–57% в 2018 году.

В структуре долгов преобладают краткосрочные банковские кредиты, а также учитываются облигации, бюджетные кредиты, предоставляемые Минфином, госгарантии по кредитам.

Банковские кредиты привлекаются регионами на финансирование растущих бюджетных дефицитов и рефинансирование старых долгов.
«Сроки по кредитам варьируются от года до трех лет, ставки на данный момент в среднем 14–15% для сильных в экономическом отношении регионов, до 20% для более слабых регионов», — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора группы государственных финансов Standard & Poor's Карен Вартапетов.
Регионы уходят в долг[/center]

Первый пошел

В первом квартале как минимум один субъект РФ допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту, отмечает агентство, не называя сам регион.

«Кроме того, нам известны случаи, когда банк-кредитор был вынужден пролонгировать выданный ранее региону кредит по ставке ниже текущей рыночной, так как регион был не способен погасить или рефинансировать кредит», — добавляет Вартапетов.

Это может трактоваться как предложение об обмене ценных бумаг, сделанное в стрессовых условиях (distressed exchanged offer), или эквивалент дефолта.
Кроме того, S&P известны случаи отказа или отзыва регионами выданных ранее бюджетных гарантий до срока их истечения.

Федеральная власть не придает серьезного значения урегулированию региональных долгов. Несмотря на значительный объем федеральных трансфертов и бюджетных кредитов, выделяемых регионам (около 3% ВВП ежегодно), эти ресурсы не направлены напрямую на погашение регионального долга, отмечает S&P.

Даже в том случае, если федеральная финансовая помощь направляется в регион, «она часто несвоевременна, а критерии распределения таких средств труднопредсказуемы».

Некоторые из проблемных долгов образовались еще во время предыдущего кризиса. В частности, в начале 2009 года, когда доступ Томской области к финансовым рынкам был фактически закрыт, этот регион так и не получил бюджетный кредит на рефинансирование банковского кредита и избежал дефолта лишь путем принятия экстраординарных мер.

Помощь Московской области, допустившей неисполнение оферты по облигациям одного из областных предприятий в конце 2008 года, стала поступать уже после наступления дефолта и негативной реакции рынка.
В конце 2014 — начале 2015 года требование заключать с Минфином при получении бюджетного кредита соглашение о снижении дефицита бюджета привело к задержке помощи ряду регионов, испытывающих потребности в рефинансировании. При этом бюджетные кредиты выделялись даже сильным регионам — Москве и Санкт-Петербургу, не имевшим значительных проблем с ликвидностью.
[center]Регионы уходят в долг


Перспектива урегулирования долговой нагрузки пока не просматривается. Доходы регионов сокращаются на фоне падения российской экономики в целом. До 3% по итогам текущего года, прогнозирует министр экономического развития Алексей Улюкаев. «Но уже где-то с конца третьего квартала мы рассчитываем, что наклон кривой изменится и обозначится уменьшение цифр спада, измеренное к соответствующему периоду прошлого года», — сообщил в среду Улюкаев.

Второй фактор, влияющий на рост долговой нагрузки, — замедление роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения, что ограничивает поступления по основным региональным налогам — налогу на прибыль и НДФЛ.

«При этом возросшие под давлением указов президента негибкие социальные расходы почти не оставляют регионам другого выбора, кроме как наращивать дефицит и долг, попадая в нестабильную ситуацию финансирования текущих расходов за счет заемных средств», — говорится в отчете S&P.
По оценке S&P, возможности регионов по погашению коммерческого долга (кредитов и облигаций) в этом году не превысят 400 млрд руб. ( $7,6 млрд), то есть около 5–6% их текущих доходов. К 2018 году эта сумма возрастет вдвое.
Еще 150 млрд руб. на рефинансирование коммерческого долга сможет направить федеральный центр. Часть потребностей может быть профинансирована дотациями на сбалансированность бюджетов — на это выделено более 110 млрд руб.

Регионы уходят в долг
330 0
Автор: AlexLeo

Популярное

Мы ВКонтакте


Мы в соц. сетях