Регистрация
«Помогите, пожалуйста, изменить…»
О том, что банки стали чаще корректировать свои стратегии развития, Банки.ру рассказал партнер компании «Делойт» в СНГ, руководитель практики по оказанию услуг финансовым институтам в СНГ Сергей Неклюдов. «Банки обращаются к нам с вопросом: «Уважаемый «Делойт», помогите, пожалуйста, изменить нашу стратегию», – говорит Сергей Неклюдов.
По его словам, при корректировке стратегий банки в настоящее время в первую очередь пересматривают и заново оценивают прогнозируемый поток доходов для каждого стратегического направления бизнеса – как правило, в сторону уменьшения. «Соответственно, идет переоценка и анализ возможностей снижения ожидаемых затрат и издержек», – говорит партнер компании «Делойт» в СНГ. Эксперт отмечает, что сегодня повышение операционной эффективности бизнеса является обязательной составляющей корректировки стратегий в большинстве банков. «Если нет возможности сбалансировать пересмотренную доходную и затратную часть каждого стратегического направления бизнеса, например корпоративный сегмент, малый и средний бизнес, ретейл, то рассматривается целесообразность отказа от дальнейшего развития того или иного стратегического направления, а также меняются приоритеты фокуса на различные сегменты рынка», – рассказывает Неклюдов.
По его словам, трендом является снижение интереса ряда банков к массовому сегменту. «Многие банки, преимущественно относящиеся к категории средних и мелких, которые ранее планировали выход на массовый рынок и инвестиции в этот сегмент, пересматривают свои планы в сторону отказа или существенного снижения вложений в развитие этого вида бизнеса», – говорит Неклюдов. Другая тенденция, по наблюдениям компании «Делойт», – уход ряда игроков от концепции монолайнера и расширение продуктовых предложений.
Важный аспект пересмотра стратегии – зависимость банка от внешних источников финансирования на западных финансовых рынках, считает представитель «Делойта». В условиях сложной экономической ситуации и санкций стоимость внешнего финансирования для российских банков повысилась, а доступность существенно снизилась. «Перспективы восстановления данного источника финансирования в настоящее время спрогнозировать сложно. Те банки, чья бизнес-модель в значительной степени зависит от данного источника заемных средств, вынуждены пересматривать свои стратегические планы и вносить необходимые коррективы», – сообщил руководитель практики по оказанию услуг финансовым институтам в СНГ компании «Делойт».
Мы ждем перемен

«Банк планомерно ужимался…»
Первые шаги по изменению стратегии развития крупнейшие банки начали предпринимать еще в 2013 году. «В 2013 году мы одними из первых на рынке отреагировали на ухудшение экономической ситуации, начали борьбу за повышение качества кредитного портфеля и общей эффективности бизнеса: ужесточили требования к заемщикам, сократили офисы, персонал», – заявил в интервью providefin.ru председатель правления Хоум Кредит банка Иван Свитек. Подобные меры приняли также «Уралсиб», «Траст» и другие финансовые учреждения.
«В конце 2012 года банк увидел ряд очевидных тенденций, которые мотивировали нас вносить последовательные изменения в риск-политики. Бизнес настраивается таким образом, чтобы на более низких ставках иметь возможность получать целевую маржу», – поясняет заместитель председателя правления банка «Траст» Сергей Воробьев. По его словам, банк планомерно снижал номинальные ставки по выдачам, «ужимался» в сегментах, которые раньше были высокомаржинальными, – экспресс-кредитах и POS-кредитах на покупку недорогой техники, мобильных устройств. Кроме того, банк ужесточил требования как к заемщикам с открытого рынка, так и к действующим клиентам. «Мы должны адаптироваться к меняющимся условиям, это нормально. Когда рынок рос на 40% в год, была одна стратегия развития. Когда рынок практически не растет – другая», – пояснил логику действий банкиров Иван Свитек.
Банки действительно начинают перестраивать бизнес-модели и корректировать направления развития. Так, на днях о работе только с юрлицами заявил попавший под санкции США и ЕС Собинбанк. «Банк планирует сосредоточиться на работе с юридическими лицами на российском рынке», – говорится в пресс-релизе об итогах собрания акционеров кредитной организации.
В Абсолют Банке сообщили, что кредитная организация корректирует прогнозы по развитию с учетом рыночной ситуации, в частности плановые показатели по росту корпоративного портфеля на ближайшие три года. Но подробности раскрывать не стали.
СКБ-Банк сместил акценты с массового сегмента на работу с малым и средним бизнесом, сообщил Банки.ру председатель правления кредитной организации Илья Зибарев. «Если раньше мы ориентировались на массовый сегмент потребителей с ежемесячным доходом 15–20 тысяч рублей, наиболее широко представленный в нашей стране, то сейчас четко диверсифицируем сегменты потребителей и наши продукты для них», – рассказал Зибарев. По его словам, организация стремится стать расчетным и трансакционным банком с элементами кредитования.
Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин отмечает, что стратегия банка на период до 2018 года предусматривает вариативность в зависимости от текущей экономической ситуации. «Поскольку нынешняя обстановка на рынке имеет тенденцию к ухудшению, это влияет на корректировку подходов к развитию некоторых продуктовых категорий», – говорит Люшин. По его словам, на пересмотр стратегии в целом ситуация пока не влияет.
«Безусловно, мы, как и все остальные банки, работаем в обстановке фактически новых экономических реалий. Общий спад в экономике не может не отразиться на бизнесе. В условиях постоянно меняющихся вводных данных мы вносим коррективы в наши планы», – говорит президент – председатель правления СМП Банка Дмитрий Калантырский. Правда, по его словам, об отказе от каких-то продуктов речи не идет. «Однако темпы роста, по всей видимости, снизятся», – признает Калантырский.
Напомним, что в марте 2014 года СМП Банк одним из первых попал в санкционные списки Минфина США. В результате платежные системы Visa и MasterCard заблокировали операции по картам банка, а сам банк заявил о намерении стать ипотечным банком федерального масштаба. По словам Дмитрия Калантырского, ипотечное кредитование по-прежнему остается локомотивом розничного блока. Другое важное направление – работа с ключевыми корпоративными заемщиками. «Кроме того, мы традиционно успешны в госфинансировании – кредитование субъектов РФ, муниципалитетов и так далее – и занимаем здесь третье место в стране, уступая только крупнейшим госбанкам», – прокомментировал приоритеты СМП Банка его глава. Он подчеркнул, что СМП Банк изначально строился на базе низкорисковой модели бизнеса и сейчас это одно из основных его преимуществ.
Мы ждем перемен

«Нужно хвастаться не тем, сколько зарабатываешь, а тем, сколько клиентов»
Новой тенденцией для кредитных организаций в последние пару месяцев стало усиление работы с иностранной валютой. Об этом Банки.ру заявили представители сразу нескольких финансовых учреждений. «Мы акцентируем внимание на операциях с валютой, на привлечении валютных вкладов, расширяя наше продуктовое предложение, предлагая клиентам привлекательные условия и по курсам конвертации, и по ставкам размещения», — говорит заместитель председателя правления МДМ Банка Наталья Блатова. Заместитель председателя правления Хоум Кредит Банка Юрий Андресов подтверждает, что происходит переключение спроса на валютные сбережения в условиях нестабильности рубля.
По словам аналитика «Хоум Кредита» Станислава Дужинского, ослабление рубля и низкие темпы роста доходов населения оказывают сдерживающее влияние на динамику вкладов населения. «Рост реальных располагаемых доходов населения в шесть раз ниже, чем в прошлом году. По данным Росстата, за январь – август он составил всего 0,7% относительно января – августа 2013 года, против 4,2% год назад. За счет влияния этих факторов у людей возникло стремление к покупке наличной иностранной валюты и сокращается спрос на вклады», – поясняет Дужинский.
В Локо-Банке утверждают, что курсовые колебания не оказали принципиального влияния на бизнес банка. «Однако мы отмечаем клиентскую активность в сфере сбережений в валюте и обменных операциях», – уточняет Андрей Люшин.
При этом банкиры крайне осторожно комментируют прогнозы по стратегии развития на ближайший год. «Мы будем развиваться гармонично и органично, расти во всех сегментах – корпоративном и розничном», – говорит председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев, подчеркивая, что банк видит «колоссальные возможности роста». «Я думаю, что рост в 2015 году будет сопоставим с темпами развития в текущем году, но многое будет зависеть от общей ситуации в экономике и внешнеполитического фона», – отмечает Дмитрий Калантырский.
«Наша цель – войти в топ-20 крупнейших банков страны и продолжать расти дальше. Соответственно, мы ставим перед собой задачу расти опережающими по сравнению с банковским сектором темпами. Это касается как привлечения средств от физических и юридических лиц, так и кредитования населения и предприятий», – рассказали Банки.ру в Бинбанке. Заместитель председателя правления МДМ Банка Наталья Блатова отмечает, что банк продолжает следовать ранее выбранной стратегии, но при этом адаптирует свои прогнозы. По ее данным, МДМ Банк уже перевыполняет бюджетные показатели по объему массовых вкладов, по объему корпоративного кредитного портфеля, по документарным операциям.
«Все крупнейшие банки являются, как правило, универсальными, и ретейл остается важной и существенной частью их бизнеса», – говорит Сергей Неклюдов. По его мнению, потребительское кредитование и массовый сегмент рынка в целом остаются «существенной и привлекательной долей рынка» для коммерческих банков и имеют определенный потенциал своего дальнейшего развития.
Мы ждем перемен

Впрочем, как считает Юрий Андресов, в сегодняшних условиях высокорискованные продукты, например экспресс-кредиты, перестают отвечать рыночным реалиям. «Их дальнейшее развитие сейчас неоправданно», – уверяет Андресов, добавляя, что сегмент POS-кредитов по-прежнему является одним из основных каналов привлечения новых клиентов и будет продолжать развиваться.
По мнению главы СКБ-Банка Ильи Зибарева, 2015 год и для экономики России, и для СКБ-Банка будет умеренно сдержанным. «Важно поработать с рисками, технологиями, продуктами, клиентами. Важно понять, что банки уже не живут в условиях большой маржи. Нужно строить качественно новые отношения с клиентами и хвастаться уже не тем, сколько зарабатываешь в «моменте», а тем, сколько клиентов живет вместе с твоим банком», – резюмирует банкир.

755 0
Автор: SergeyHan

Популярное

Мы ВКонтакте


Мы в соц. сетях